Металлопрокат на складе «М-Комплект» (044)490-04-88 (044)490-04-89




Конструкционные сплавы на основе системы Al—Cu—Mg

Конструкционные дюралюминиевые сплавы (дюраль, дуралюмин) Д1, Д16, Д19, ВД17 упрочняют термической обработкой, обладают высокими характеристиками механических свойств.
Дуралюминами называют сплавы А1—Сu—Mg, в которые дополнительно вводят марганец. Упрочнение дуралюмина при термической обработке достигается в результате образования зон Гинье-Престона сложного состава или метастабильных фаз S' и θ'
Марганец, хотя и не входит в состав упрочняющих фаз, но его присутствие в сплавах полезно. Он повышает стойкость дуралюмина против коррозии, а присутствуя в виде дисперсных частиц фазы Т (Al12Mn2Cu), повышает температуру рекристаллизации и улучшает механические свойства дуралюмина. В качестве примесей в дуралюмине имеются железо и кремний. Железо, (Mn,Fe)Al6 образуя соединение , кристаллизующееся в виде грубых пластин, понижает прочность и пластичность дуралюмина. Кроме того, железо образует соединение AL2Cu2Fe нерастворимое в алюминии, связывая медь в этом соединении, железо снижает эффект упрочнения при старении. Поэтому содержание железа не должно превышать 0,5—0,7%.
Кремний образует фазы Mg2Si и W(AlxMg5Cu6Si4), которые растворяются в алюминии, и при последующем старении упрочняют сплав. Однако упрочнение от Mg2Si и W-фаз невелико, поэтому примесь кремния, уменьшая количество основных упрочняющих фаз S и θ, способствует снижению прочности.

Химический состав (%) конструкционных сплавов типа дуралюмин (дюралюминий)
Сплав Основные компоненты Примеси (не более)
Си Mg Мп Fe Si Ni Zn Ti Прочие
Каждая Сумма
*  В сплаве Д19 содержится 0,0002—0,005%   Be.
Д1 3,8–4,8 0,4–0,8 0,4–0,8 0,7 0,7 0,1 0,3 0,1 0,05 0,1
Д16 3,8–4,9 1,2–1,8 0,3–0,9 0,5 0,5 0,1 0,3 0.1 0,05 0,1
ВД17 2,6–3,2 2,0–2,4 0,45–0,7 0,3 0,3 - 0,1 0,1 0,05 0,1
Д19* 3,8–4,3 1,7–2,3 0,5–1,0 0,5 0,5 - 0,1 0,1 0,05 0,1

Режимы термической обработки конструкционных сплавов типа дуралюмин
Сплав Температура нагрева под закалку, °С Старение
Температура, °С Время, ч
Д1 495—510 20 >96
Д16 495—505 (листы) 20 >96
188—193 11-13
485—503 (прессованные изделия) 20 >96
185—195 6-8
Д19 500—510 (листы) 20 120—240
185—195 12-14
495—505 (прессованные изделия) 20 120—240
185—195 8—10
ВД17 495—505 165—175 15—17

Плакированные листы отличаются высокой коррозионной стойкостью, прессованные изделия, штамповки и поковки — пониженной стойкостью. Прессованные изделия из дюралюминия Д1 и Д16 в закаленном и естественно состаренном состоянии при эксплуатационных нагревах выше 100°С склонны к межкристаллитной коррозии; искусственное старение повышает сопротивление коррозии. Неплакированные детали из дуралюминов следует подвергать анодированию и защищать лакокрасочными покрытиями.
Сплавы хорошо свариваются точечной сваркой и не свариваются плавлением из-за высокой склонности к трещинообразованию. Все дуралюмины удовлетворительно обрабатываются резанием (в закаленном и состаренном состоянии) и химическим фрезерованием (размерным травлением). Обрабатываемость резанием в отожженном состоянии плохая. Высокотемпературная пайка не применяется из-за опасности пережога.
Температура начала ковки Д16, Д16П — 460°C, конца — 380°C.
Дуралюмин широко применяют во всех областях народного хозяйства, особенно в авиации. Сплав Д16 в виде листов и прессованных полуфабрикатов — основной материал для силовых элементов конструкции самолетов (детали каркаса, обшивка, шпангоуты, нервюры, лонжероны, тяги управления) и других нагруженных конструкций.
Сплав Д19 применяют для тех же деталей, что и сплав Д16, работающих в условиях эксплуатационных нагревов до температуры 200—250°С, а также для изготовления заклепок. Сплав Д1 используют для штамповки лопастей воздушных винтов, а также различных узлов крепления. Сплав ВД17 применяют для изготовления лопаток компрессора двигателей.